Маркетинговые исследования

Автор: Рейтинговое агентство «Моттон Пик»
31.12.2015

Маркетинговая стратегия предприятия – это один из главных критериев её жизнедеятельности. От неё зависит весь жизненный цикл организации – от рождения до её смерти, поэтому создание маркетинговой стратегии является важным шагом в создании и планировании продвижения предприятия и его продуктов. В свою очередь, для создания маркетинговой стратегии один из наиболее важных этапов – это маркетинговые исследования. Это – не только анализ существующей ситуации на рынке, но и обработка полученной информации для дальнейшего использования

Само собой, маркетинговые исследования не могут дать абсолютной уверенности, что результаты его будут точные, но является мощным способом определить потребности различных сегментов рынка. В этом есть причина и цель проведения исследования.

Согласно теории маркетинга, существует 5 главных этапов в проведении маркетинговых исследований:

  1. Постановка задач и целей
  2. Создание плана исследования
  3. Сбор необходимой информации
  4. Анализ полученной информации
  5. Предоставление информации

Остановимся на каждом этапе поподробнее. Первый этап, постановка задач и целей является фундаментом в проведении маркетинговых исследований. Любая задача, не только в маркетинге – должна иметь перед собой осознанную и чётко поставленную цель. Грамотная цель должна представлять собой деление на конкретные задачи, которые сами по себе являются маленькими целями, в совокупности представляющие собой одну более широкую цель, которая и является целью всего исследования

В маркетинговых исследованиях цель – это представление о том, чего необходимо добиться от всего исследования: что именно нужно узнать о рынке потребителя, насколько актуален данный продукт, а так же анализ предложений конкурентов

Также на этапе важная деталь – создание гипотезы. В современном мире быстро меняются предложения, также нельзя забывать о развитии науки, так как от неё зависит техническая сторона продукта. При постановке цели важно учитывать, что через какой-то промежуток времени могут появиться другие пути удовлетворения потребительских потребностей, на которые направлена маркетинговая стратегия предприятия. В этом и заключается гипотеза

Для всеобщего удобство возьмем пример создания звукозаписывающей студии. Не самый обычный пример, но при использовании его становится ясно, что маркетинговые исследования не сильно отличаются в любой отрасли. Здесь постановка целей и гипотеза исследования заключается в том, чтобы определить, насколько практична будет закупка определенной аппаратуры и какое территориальное расположение студии будет наиболее выгодно

Второй этап, планирование маркетингового исследования – определение конкретных действий, которые необходимо сделать на протяжении всего исследования. Во-первых, это – определение проблем, которые могут стоять на пути развития маркетинговой стратегии. Во-вторых – сегментация рынка, то есть поиск круга потребителей, теоретически заинтересованных в предлагаемом данным предприятием продукта. Потом, необходимо осуществить выборку предполагаемых респондентов: определиться с тем, кого именно из представителей целевой группы специалисты будут опрашивать

В случае примера с звукозаписывающей студией, проблема состоит в территориальном расположении – где она будет наиболее востребована. Также, немаловажная составляющая – это техническая сторона. Следует упомянуть о существующих предложениях, в частности, качестве звукозаписи и соответствии цены за услуги. Здесь необходимо сегментировать, на каких музыкантов следует сделать упор

Также важная деталь – это определение характера будущего исследования:

  • Ознакомительный – вариант исследования, основанный на сборе предварительных данных
  • Описательный – если необходимо подтвердить существующие данные, или опровергнуть их
  • Эксперимент – определение возможных причин изменения спроса и, соответственно, с помощью полученных данных поиск «рычагов давления» на рынок

В данном случае наиболее целесообразным будет использование описательного характера исследования: утвердить в конкретных цифрах цены конкурентов и количество музыкантов, заинтересованных в предоставляемых условиях на конкретной территории. Также нелишним будет эксперимент – например, размещение рекламы в СМИ и социальных сетях

Как заключение планирования, необходимо произвести подсчёт необходимых для исследования затрат – денежных затрат и затрат времени, основываясь на всём плане исследования

Сбор информации – основная часть маркетингового исследования. В нём используются все наработки, появившиеся в двух предыдущих этапах. Сбор информации подразделяется на:

  • Полевые исследования – сбор первичной информации, основанный на прямом контакте с респондентами. Может заключаться в опросе экспертов, обладающих информацией о исследуемой области рынка, опросе потребителей (самый распространенный вариант), в наблюдении за поведением потребителей и в эксперименте
  • Кабинетные исследования – изучение уже существующей информации и анализ её относительно конкретной маркетинговой стратегии

Для создания стратегии создания звукозаписывающей студии, лучше всего, касательно полевых исследований, будет именно наблюдение посредством мониторинга жизнедеятельности конкурентов, так как в данном случае из этого вытекают все необходимые для продвижения данные. Соответственно, лучше всего будет заключить полевой этап исследований кабинетными, так как обычно информация о подобной деятельности хранится в открытых источниках

Анализ информации – представление её в необходимом виде. Это – объединение всех полученных данных и построение их зависимости друг от друга. От грамотного анализа появляется возможность её правильного использования. На данном этапе необходимо максимально удобно её опубликовать посредством графиков, схем и подробного описания ситуации на рынке

Предоставление информации – заключение исследования. Для правильного использования полученных данных необходимо максимально точно изложить всю суть исследования, вытекающих из продвижения продукта проблем  и перспектив развития. После этого уже можно приступать к развитию стратегии

В итоге, маркетинговые исследования не будут лишними для создания абсолютно любого бизнеса и будут являться опорой для его продвижения, тем более что многие исследования, как выяснилось, не требуют больших затрат. Наиболее затратные исследования касаются больше инновационных продуктов, так как основная необходимая информация для большинства фирм, как оговаривалось выше, находится в открытых источниках. Если говорить о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, то здесь маркетинговые исследования становятся не подкрепляющим фактором положительного развития, а необходимостью, так как дорогостоящие проекты, не имеющие аналогов в мире, имеют большой коэффициент риска, а определение риска и есть главной причиной проведения маркетинговых исследований.

31.12.2015

Рейтинговое агентство «Моттон Пик»

Больше интересного на Motton Pik