6 шляп бренда
Развитие бренда многогранный и сложный процесс, который требует не только внимания к деталям, но и его рассмотрения с различных точек зрения. Оценка текущей ситуации и потенциала развития предполагает анализ как конкурентных преимуществ бренда, так и его недостатков. Будучи интегрированным в процесс функционирования, сотрудники компании, которой принадлежит бренд, зачастую не видят многих его преимуществ и недостатков по отношению к конкурентам. Этой цели могут служить различные методики анализа, одной из которых является метод 6 шляп, разработанный Э. де Боно.
Автор методики исходил из предположения, что с течением времени даже самый творческий человек начинает мыслить стереотипами, теряет способность всестороннего анализа стоящих перед ним проблем. Ради преодоления столь существенной преграды де Боно разработал метод 6 шляп, направленный на выход из стереотипного мышления с помощью ролевой игры.
В основе метода де Боно лежит полемика вокруг рассматриваемой проблемы. Носитель каждой из шляп (при необходимости один человек может поочередно примеривать на себя поочередно все шляпы) последовательно высказывает свое мнение о проблеме, при этом цвет шляпы определяет изначально заданную позицию. Носитель белой шляпы занимается исключительно анализом имеющейся информации о проблеме, в случае недостатка данных стремится их дополнить, анализирует возможности ее использования при решении проблемы. Красная шляпа предполагает, что ее носитель рассматривает проблему с помощью интуиции, эмоций. Она позволяет выявить отношение к рассматриваемой проблематике и вызванные им искажения восприятия, носитель красной шляпы должен быть максимально честен перед собой и своими собеседниками и партнерами. Носитель черной шляпы отвечает за критику, он изначально пессимистично настроен по отношению к возможности решения проблемы, выискивает уязвимые места в планировании. Антиподом черной служит желтая шляпа, ее носитель сосредотачивает свое внимания на самых сильных сторонах плана и не допускает негативного сценария развития. Зеленая шляпа требует от носителя творческого подхода к решению проблемы, поиска нестандартных и оригинальных вариантов развития. Ну и, наконец, носитель синей шляпы выполняет роль ведущего, следит за процессом обсуждения, соблюдением участниками правил шляп и подводит итог обсуждения.
Очевидно, что метод 6 шляп применим практически во всех сферах деятельности, где используется интеллект. При развитии и продвижении бренда метод 6 шляп позволяет выявить его уязвимости и потенциал роста. Например, при анализе перспектив бренда «Coca-cola» на российском рынке в 2016 году те, кто носит белую шляпу выделят статистику продаж продуктов данного бренда на протяжении последних лет, поднимут данные по покупательной способности россиян за эти годы, а также добавят к ним прогнозы экспертов о специфике экономического развития российской экономики и ожидания касательно покупательной активности россиян в 2016 году, а также данные социологических исследований товарных предпочтений россиян. Носители красной шляпы могут высказать предположение о непременном успехе данного бренда, т.к. он популярен, его любит население практически всех стран мира, он популярен среди молодежи, ассоциируется с определённым образом жизни. Представители черной ляпы отметят нарастающий экономический кризис в Российской Федерации, падение покупательной способности россиян, политическое противостояние Российской Федерации и США, негативно сказывающиеся на популярности американских продуктов на российском рынке, скандал вокруг карты России на сайте компании и прочие негативные факторы. Столь негативный прогноз будет опровергнут представителями желтой шляпы. Они приведут множество аргументов о грамотной организации маркетинга и PR, высокую квалификацию сотрудников компании, качество продукта, его популярность и многие другие. Те же, кто носит зеленую шляпу могут предложить разнообразные оригинальные методы продвижения бренда на российском рынке с учётом его специфики. И, наконец, носитель синей шляпы обобщит и подытожит полученные мнения и предложения.
Метод 6 шляп де Боно не является панацеей при решении проблемы. Он имеет и свои слабости, т.к. далеко не всегда возможно отрешиться от своих предпочтений и специфики мышления, установок и идеалов. При этом эффективность метода де Боно не вызывает сомнений, необходимо лишь грамотно его применять.
21.01.2016
Рейтинг маркетинговых компаний России Motton Pik